Не по частям водочерпательницы, но по совокупности ее частей
суди об ее
достоинствах.
Козьма Прутков
Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [13 (25) июня 1826 — 1896)],
русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов
Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась
еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для
шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова.
Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал
философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым
литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений
под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест
брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима.
Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему
ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла
вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность
и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки»,
«Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая»,
«Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано
утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы
для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне
(«На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».
Александром Жемчужниковым написаны совместно:с
братом Алексеем басни «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки»,
«Червяк и попадья»; с Алексеем и Владимиром Жемчужниковым пьеса
«Блонды».
ПИСЬМО К ДРУЗЬЯМ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
25 ИЮНЯ 2006 ГОДА В МУЗЕЕ ДОСТОЕВСКОГО
НАЗНАЧЕНО ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОМУ 180-ЛЕТНЕМУ
ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ, ПОЭТА, ДРАМАТУРГА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА
МИХАЙЛОВИЧА ЖЕМЧУЖНИКОВА В РАМКАХ ПРОЕКТА И КУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММЫ
ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА.
Уважаемые друзья! У нас с Вами есть
уникальный шанс вернуть России имя замечательного литератора и классика
русского искусства в широком смысле этого слова. Александр Михайлович
Жемчужников был не только активным соавтором сочинений Козьмы Пруткова,
но и, обладая феноменальным артистизмом и сценической изобретательностью,
фактически стал родоначальником эстрадного пародийного литературно-сценического
жанра, пользующегося неизменным успехом у зрителя, начиная с хрестоматийных
выступлений Аркадия Райкина, Александра Иванова, Михаила Жванецкого,
возможно, не подозревавших, с кого все это началось.
Александр Михайлович Жемчужников известен
читателю менее, чем старшие соавторы Пруткова, его брат Алексей
Михайлович Жемчужников и граф Алексей Константинович Толстой. И
не мудрено. В отличии от них, писателей с известными именами, Александр
Михайлович и его младший брат Владимир сочиняли только под маской
Козьмы Пруткова, но именно они внесли самый весомый вклад в портфолио
этого классика. После высочайшего запрета Пруткова-драматурга царем,
ушедшим из Александринского театра прямо с премьеры его «Фантазии»,
именно Александр Михайлович Жемчужников представил читающей России
Пруткова-поэта. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась
еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для
шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова.
Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал
философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым
литератором, вещавшим с того света. Александру не хватало места
под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким.
Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское,
не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом
концепта.
Александр Михайлович Жемчужников отличался
не только литературным озорством среди клевретов Козьмы, но и выдающейся
сценической шалостью. О его забавных проделках ходят легенды. Будучи
другом великих актеров золотого века русского театра Михаила Щепкина,
Прова Садовского, Александра Мартынова, потомок царского рода через
Нарышкиных, он не мог связать свою судьбу с театром профессионально
и устраивал сценические представления в домашнем театре, в кругу
друзей и даже на улицах Петербурга, снискав славу главного столичного
артиста. Многие из его находок, обнародованные за полвека до возникновения
кино, впоследствии были взяты в репертуар лучшими комедийными режиссерами
и актерами. Обладая уникальным даром перевоплощения, он мимикой
лица и голосом мог имитировать любую персону экспромтом.
В зрелые годы Александр Михайлович Жемчужников
занимал важные государственные посты, став в зените своей карьеры
губернатором Вильно. По нынешним временам, эта должность равнозначна
должности президента Литвы.
Мы предлагаем совместно отметить юбилей
этой универсальной творческой личности. Музей Федора Михайловича
Достоевского, на наш взгляд, — наилучшее место для проведения этого
праздничного мероприятия. Известно, что Федор Михайлович любил читать
Пруткова, неоднократно отмечал его русскую самобытность и цитировал
в своих произведениях. Поэтому именно квартира Достоевского, где
происходило знакомство двух классиков в период их творчества, становится
местом их новой праздничной встречи.
Подготовлена интересная программа юбилейного
вечера, приглашены известные литературоведы и критики, знатоки Пруткова
и Достоевского, замечательные актеры, музыканты и художники Петербурга,
действо будет заснято на видеопленку и телекамеру, а в дальнейшем
— смонтирован видеофильм, который может стать имиджевым для премиального
проекта.
Пока премия «Чугунный Козьма» в организационной
стадии, она держится на энтузиазме участников и нуждается в социальной
поддержке. Поддержка и переоценка значимости Государственной премии
Президентом России не оставляет сомнений в том, что организаторы
фестивальной премии Козьмы Пруткова на правильном пути. Не сомневаемся,
что в административно-финансово-интеллектуальных кругах достаточно
здравого смысла для понимания важности проекта.
ПРАЗДНИК АБСУРДА
Юбилей
поэта, драматурга, актера и государственного деятеля отметили в
музее Достоевского.
Обними необъятное, пока его не украли!
Чугунный Козьма
Девиз праздничного вечера «Обнять необъятное»
реализовался с избытком. Съемка фильма, концерт поэтов, писателей,
бардов, рокеров, мимов, уникальная выставка художников, классические
музыканты и певцы запивались воспетыми Прутковым водкой и пивом.
Получился истинный праздник абсурда с участием культовых фигур современного
авангардного искусства.
Концерт открыл сам Козьма Прутков со
своей музой, почтивший своих поклонников языком цанца потрясающего
дуэта мимов Натальи Лигостаевой и ее феноменального партнера Виктора
Пестерева. Стихи и рассказы читали родоначальник современного литературного
абсурда, один из отцов питерского рока, сооснователь группы «Аквариум»,
поэт и драматург Анатолий
Гуницкий, лидеры литературных объединений Петербурга, Арсен
Мирзаев и Александр Гущин, шокировал неоакмеизмом не только видавшую,
но и слыхавшую виды публику, поэт и бард Евгений Макаров, поэт и
публицист Анджей
Иконников-Галицкий, фантастический лирик Михаил Телехов,
поэт Михаил Вэй, поэтессы Алла
Леванова и Лидия Саксонова, сатирики Ян Майзельс и Сергей
Мех и многие другие. Звучали старинные романсы в исполнении Владимира
Невойта и его гитаристов. Пели барды Игорь Славич и Александр Суворов.
Тряхнул стариной джаз-роковый певец и гитарист, молчавший несколько
лет Алексей Тополов (экс «Битте-Дритте»). Завершил концерт своей
альбомной программой рок-вокалист, гитарист, композитор и поэт-полиглот
из Голландии Мариюс Пайпер, представивший в одном лице на пяти языках
почти все европейское сообщество.
Параллельно в фойе музея блистала своей уникальностью
однодневная художественная выставка. Вдова и муза Льва
Овчинникова Зоя Овчинникова и их сын Лев представили сказочную
и философскую графику мастера, по праву признанного ведущими искусствоведами
Петербурга крупнейщим русским художником со времен Сурикова. Еще
один классик современного искусства живописец, график, поэт, прозаик
и философ
Анатолий Маслов показал нечто невиданное со времен Феофана
Грека, Дионисия и Андрея Рублева: два полотна наполненные светом
исихазма. Работы мастера находятся в собраниях Лихачева, Самаранча,
Хаммера, почти во всех крупных, уважающих себя музеях, кроме Русского
и Эрмитажа, которым, похоже, новые шедевры не нужны. Приглашенный
на праздник консул по культуре Швеции не пришел. Это и понятно,
в Стокгольме несколько лет назад застряли полотна единственного
в современном мире художника-исихаста, и их возвращать никто не
спешит, в отличии от функционеров нашей культуры, готовых упаковать
и вывезти на Запад весь русский дух в визуальном формате. Рядом
со «Свидетелем» Маслова, весьма кстати оказавшимся в квартире создателя
Раскольникова, не менее уместно смотрелся «Инструмент для переселения
душ» Сергия-писаря
— художественно-литературная философская инсталляционная реминисценция
шокирующей иронии. Его же компьютерный «Коллективный портрет Козьмы
Пруткова» впервые синтезировал великого мыслителя в компании со
своими создателями рядом с трогательным домашним портретом самого
Козьмы работы московского художника
и сценариста Фила.
«Козел» мощнейшего современного московского
скульптора и живописца Михаила Рытяева, несмотря на 27 сантиметров
роста, по своей выпирающей откровенности сравним с 10-метровым аникушинским
Ильичем, только без выкрутасов, если кто догадался, о чем я. Кукольный
«Чиновник в отставке» Светланы Платовой очень скоро оказался без
зажатой в палаческой краге сотни баксов, но сильно не переживал:
сотня была бутафорской. Бэкон в авторской технике президента Союза
Искусств Лидии Азаровой явно скучал без недавно купленного в хорошую
коллекцию в такого же, как и он рельефного собеседника Декарта,
любимого философа Козьмы Пруткова. «Собачье сердце» и механический
мобиль Диоген, ищущий человека, работы основоположника русского
инженерного дизайна Владимира Вишневского нашли множество пристального
чедовеческого внимания к себе.
Напрасно «Новорусский кот» из уникальной
серии «Котовасия» живописца и моументалиста Виктора Татаренко ждал
новорусских меценатов и собирателей искусства, приглашенных в изрядном
числе, как, впрочем, и обойденные их вниманием шедевры профессора
Художественно-промышленной академии Бориса
Казакова, возможно, последний раз увиденные российскими
любителями истинного искусства «Суламифь» и «Даная», которая теперь
после трагедии, случившейся с эрмитажной Данаей Рембрандта, — единственная
в России кроме тициановой полноценная героиня древней легенды безусловного
мастера мирового искусства. Пятнадцать произведений профессора,
основателя школы европейского значения и направления Неоренессанса
скоро поедут в известную галерею Лондона, чтобы где-то между Рембрандтом
и Пикассо предстать истинным ценителям искусства. Это вполне в логике
нашего меценирования, собирать по крупицам втридорого за границей
то, что могло из России и не уезжать.
И, наконец, две графические работы
Комельфо из цикла «На ощупь» с первой в мире антарктической
выставки, открывшей последний недоступный до этого для мирового
искусства континент. Этот подвиг русских художников Комельфо в истории
искусства сравним с открытием Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым
в географии.
Под общии овации Борису Казакову, Владимиру
Комельфо и Льву Овчинникову было присуждено почетное звание ВСЕНАРОДНЫЙ
ХУДОЖНИК ИНТЕРНЕТА, вполне заслуженное, ибо виртуальную Галерею
Чугунного Козьмы с их работами посетили любители и знатоки изобразительного
искусства уже из более 100 стран всех частей света, на которых и
выставлялись художники галереи, чем не может похвастаться ни один
великий музей мира. Что ж, Лувру — луврово, Третьяковке — Третьяковка,
Эрмитажу — возвращения украденных коллекций, а Чугунному Козьме
— все мировое и виртуальное артпространство планеты.
Оставленное на десерт праздника выступление
виртуозного пианиста Юрия Лакунина, успевшего-таки с сольного концерта
в Петродворце к роялю Федора Михайловича с иполнением сонаты Бетховена,
любимого композитора Козьмы Пруткова, стало блестящим финалом вечера
и отснятого фильма.
Камерный теартик музея вмещающий 100
гостей, несмотря на отсутствие некоторых приглашенных журналистов
и важных вип-персон, оказаллся переполненным вдвое. Заготовленных
клубных визиток «НЕПРЕМЕННЫЙ ЧЛЕН РУССКОГО АБСУРДА В МИРОВОМ ХАОСЕ»
на всех не хватило в отличии от веселья и радости, царивших в пространстве
музея. Атмосфера праздника располагала к тесному, в буквальном смысле,
общению. Члены Оргкомитета премии «Чугунный Козьма», среди которых
были патриарх прутковедения, ведущий российский цензуровед, автор
19 книг, профессор Университета культуры, доктор филологии Арлен
Викторович Блюм и автор этого творческого отчета, придя в себя от
стресса, вызванного некоторыми техническими неполадками и накладками
в начале вечера, в его конце принимали горячие поздравления с несомненным
успехом торжества и окончательно поняли, что чугунный блин комом
не бывает. Новое творческое сообщество решило и дальше продолжать
акции во славу русского абсурда не только в виртуальном, но и реальном
формате.
В ближайший год публику ждут сенсационные
акции чугунного проекта:
1. Укрепление рубля у Монетного Двора
— места службы директора Пробирной Палатки.
2. Историческая встреча Козьмы Пруткова и барона Мюнхгаузена в музее
барона Мюнхгаузена в Москве.
3. Возвращение голоса Герасиму и спасение Муму.
4. Вручение черепа Сенеки Козьме Пруткову.
5. Поездка в Кронштадт по маршруту лирики Козьмы Пруткова.
6. Возвращение из Кронштадта по тому же маршруту, но обратно.
7. Премьера драматической постановки стихотворения Козьмы Пруткова
«Юнкер Шмидт».
Следите за развитием проекта.
Что касается этой страницы, читатель,
приглашаю зайти сюда еще раз через недельку-другую: в статью кроме
уже добавленных фотографий будут добавлены цитаты из прочитанных
на вечере произведений.
Сергей Масалович, автор премиального
проекта «Чугунный Козьма» и Официальго сайта русского абсурда в
мировом хаосе www.kozma.ru,
Генеральный директор творческой общественной организации
«Союз Искусств»
|
|